Человек, который помнит
- умеет: ходить, говорить, писать, работать;
- не наступает второй раз на грабли и выбирает из меню полюбившееся блюдо — использует жизненный опыт;
- краснеет и мучается от постыдных воспоминаний — без эмоциональной памяти нет совести;
- осознает себя тем, кто он есть — кто в детстве гонял голубей и упал с крыши, влюбился в однокурсницу Тоню, ходил на Эльбрус, забирал жену и первенца из роддома…
Человеку, который помнит, есть с чем сравнивать поступающую информацию. Он может оценивать ее, сопоставляя с хранящимися в памяти образами, узнавая уже встречавшиеся и связывая их с образами полученных при встрече шишек или пышек. Хранится информация в разных отсеках.
Сначала — доли секунды — в сенсорной, или непосредственной, памяти. Потом — несколько минут — в кратковременной. То, что необходимо, откладывается на годы, иногда на всю жизнь. А где? Память об автоматических движениях — в мозжечке. Если он поврежден, удается направленно двигаться, только осознавая каждый акт, этим управляет кора.
Очень важен для памяти гиппокамп, одна из структур мозга. При некоторых его нарушениях старое человек помнит, а новое не запоминает. Нейроны гиппокампа реагируют на информацию о знакомом месте и, видимо, участвуют в образовании «пространственной карты» в мозгу.
Память, конечно же, связана и с корой больших полушарий — инструментом сознания и абстрактного мышления: не зря придуманы правила логической увязки информации — мнемотехника.
Как выглядит след в памяти, например о яблоке? Пока неизвестно. Если определенные нейроны и проводящие пути возбуждены достаточно долго, они как бы привыкают работать и потом срабатывают легче. Такую готовность некоторые и считают памятью. Другие полагают, что след в памяти — это само сохраняющееся возбуждение нейронного ансамбля. Третьи ищут молекулы памяти, пытаясь с экстрактами мозга перенести от ученых (животных, конечно же!) к неученым приобретенные рефлексы,— и иногда преуспевают в этом.
На роль вещества памяти претендует в первую очередь РНК. Ее в нейронах больше, чем в других клетках, и она накапливается при обучении. Но не сняты подозрения и с белков, ДНК.
Человек, который помнит,— помнит не все: память избирательна. Говорят, что раньше было лучше и вода была мокрее. Таково уж веление Мнемозины, богини памяти, матери девяти муз наук и искусств,— брать с собой лучшее, неприятности оставляя в прошлом.