Газообразные отходы предприятий, котельных и электростанций, в основном, выбрасываются в атмосферу. Происходит это с помощью дымовых труб, которые нередко достигают буквально огромной высоты. Например, самая высокая дымовая труба в мире была построена на Экибастузской ГРЭС в 1987 году. Её показатель – 420 м.
Сегодня таких гигантов уже не строят, — большинство токсических веществ после сгорания топлива задерживают очистные сооружения. Но строительство дымовых труб продолжается, увеличивается и сложность этих конструкций.
Устройство промышленного дымохода
Как правило, промышленная дымовая труба состоит из нескольких основных элементов:
- основание всей конструкции – фундамент, который делается из бетона и имеет вид усечённого конуса или стакана;
- ствол имеет цокольную часть и головку;
- фурнитура состоит из скоб, лестниц, площадок для осветительных приборов и защиты от молний.
Обычно такое устройство характерно для типовых промышленных изделий. Если котёл имеет нестандартную форму, дымоотвод делается по индивидуальному проекту.
Проектирование и производство
На стадии проектирования определяется высота дымоотвода и его диаметр. Высота зависит от параметров экологии в данном регионе и маршрутов полёта воздушного транспорта. Диаметр определяется аэродинамическими расчётами.
При изготовлении современных промышленных труб используется нержавеющая оцинкованная сталь с соответствующими утеплителями. Весь технологический процесс тщательно контролируется.
Сооружение конструкции напоминает строительство высотных зданий – она растёт вверх постепенно. Только этапами роста становятся не этажи, а метры. Есть две методики возведения больших промышленных дымоходов – подъёмно-переставная опалубка и скользящая. Первый способ дешевле и проще, но занимает больше времени. В этом случае трубу постепенно наращивают с помощью шахтного подъёмника. Сначала поднимается опалубка, её закрепляют и снабжают прочной арматурой. Потом внутрь опалубки заливается бетонный раствор. После его окончательного застывания наращивается новый слой. Получается, что дымоход растёт кольцами.
Кроме внешнего железобетонного слоя трубы обустраивается ещё и внутренняя её часть – так называемая футеровка. Она тоже состоит из колец и, как правило, выполняется из огнеупорного кирпича. Между футеровкой и основным стволом прокладывается теплоизоляция. Задача футеровки и теплоизоляции – защита основного ствола от горячих паров и агрессивных веществ.
Метод скользящей опалубки делает процесс не постепенным, а непрерывным. Но в России он используется редко, потому что при низких зимних температурах бетон очень медленно застывает.