Как правильно организовать пространство китайского сада

Как правильно организовать пространство китайского сада

Содержание

сады китайского стиля

Погрузиться в таинственный мир китайских садов

Китайский сад — воплощение концепции Срединного пути, свойственного китайской цивилизации. Срединность встречается всюду: между динамикой и статикой, закрытым и открытым, интеллектуальным и чувственным, невидимым и видимым.

{loadposition user2}

В китайской культуре была выработана своеобразная трактовка подбора растений. Согласно фэн-шуй, новые, выставленные на продажу, участки лишены положительной энергии ци. Если на участке нет растений, то он доступен всем ветрам, разгоняющим ци, не давая ей накапливаться.

Цветовая палитра флоры достаточно сдержанна: внимание наблюдателя, главным образом, привлекает форма растений и игра светотеней.

Традиционно китайский сад отличала богатая растительность, имевшая не только эстетическую, но и утилитарную ценность. Здесь вполне можно было встретить “аптекарский огород” или посадки плодовых культур. Вряд ли, найдется такой китайский сад, где бы не было деревьев благородных пород. Но, хотя, природа Китая известна весьма разнообразной флорой, допускалось присутствие лишь растений, получивших в народной традиции высокую оценку. Как правило, здесь присутствовали «благородные» классические цветы, служащие постоянными сюжетами в живописи и литературе: пионы, хризантемы, орхидеи, сливы и лотосы.

В Китае было выведено много их сортов, и разнообразие флоры составляли именно они. В сортовых растениях ценилось то, что они, создания Земли и Неба, были выращены человеком, а значит, обрели завершенность и являются идеальными творениями. Цветы выращивали в горшках, подчеркивая, что они — результат человеческих размышлений и трудов над природным материалом. Это было удобно и с практической точки зрения: после отцветания их легко было заменить другими.

Подбор деревьев в китайский сад

rasteniya sadaОбязательно присутствовали сосны, бамбук, персик, плакучая ива, абрикос, мандарин и банановые заросли. Следует сказать и о карликовых деревьях. Искусство их выращивания было освоено на самом высшем уровне: при высоте сорок сантиметров, возраст экземпляра мог насчитывать свыше сотни лет. Часто карликовые деревья сажали возле кустарников нормальных размеров для контраста, выставляли на каменных перилах и в галереях. Это вовлекало зрителя в игру с перепадом масштаба и сменой пространства.

“Карлики” казались обычными растениями; по-особому группируя пространство вокруг себя, они воспринимались отдельно от всей панорамы, но вместе с тем, входили в композицию с остальными элементами. Созерцание миниатюрных карликовых деревьев давало возможность включиться в игру со временем, ведь они смотрелись вековыми исполинами в миниатюре. Часто они же символизировали собой небожителей.

Разнообразие сортов растений

Из цветов особым почетом пользовались пионы, заслужившие в садах в Китае титул «царь цветов», так как пион издавна здесь считали чистым олицетворением начала ян. Китайцам принадлежит заслуга выведения свыше сотни сортов этого цветка. Самым лучшим считали «танцующего львенка»: с лепестками в пастельных тонах, листьями «подобными яшмовым бабочкам», и семенами в форме » Золотого Павильона».

Пассивное женское начало инь среди цветов было представлено хризантемами, символом долголетия и покоя. Повсеместно в Китае выращивали гортензии, гиацинты, нарциссы, гранаты и розы, а в южной части страны – орхидеи.

Лотос, прорастающий из темных водных глубин и тянущийся к солнцу, словно пронзает мироздание насквозь, являя собой неукротимую жизненную силу. В его нежных цветках, распускающихся над водной гладью, китайцам виделся символ чистоты, неподвластный «тине и грязи» мира сего.

Цветы высаживали на клумбах, в партерах, в горшках и урнах и, даже, как бессистемные заросли по берегам водоемов. Разнообразие сортов растений и множество способов выращивания их показывает, насколько китайское садоводство пронизано экспериментальным духом и тягой к испытанию свойств растений, а также, выявлению всех возможностей их роста и развития.

Пейзаж из окна

Китайский сад не приемлет типичных для Европы гладких газонов из травы: нарочито обособленное пустое пространство неприемлемо в китайской эстетике. Здесь не встретишь площадок, поросших травой — земля всегда будет вымощена камнем или присыпана галькой.

Из представителей фауны китайский сад допускал присутствие лишь декоративных рыбок в прудах, а также, аистов и журавлей, свободно гулявших по территории. Они воплощали собой представления даосов о бессмертии. В отдельных заповедниках-парках держали животных, предназначавшихся для охоты, но к эстетическим объектам их не относили.

Китайская садовая архитектура — это всегда диалог культурного и природного начал. Присутствие человека и его деятельности в природе поощрялось и не обособлялось. Так, архитектурные постройки, не прятались, а были активным и открытым элементом общей композиции, при этом, не подавляя природу, а являясь элементами компоновки садового пространства. Существовала даже особая оценка “тун”: насколько сочетается и гармонирует между собой то, что создал человек и то, что создала природа.

Оценивалось то, как будет тот или иной пейзаж смотреться из окна. В зависимости от этого варьировались форма окон, их обрамление. Часто окна оформляли так, чтобы виды из них казались живописными свитками, составлявшими общую композицию с отделкой окон. Учитывалось и то, как будут смотреться архитектурные постройки, как будет смотреться сад из этих построек, как одно дополняет другое. Важным считалось и то, как будет выглядеть вся композиция из окон соседних домов.

Игра превращений и масштабов

Китайский сад строился на системе закрытых и открытых видов. Закрытые являли собой замкнутые ансамбли, которые можно было созерцать только с определенных точек, например, из определенного окна, с одного из пролетов галереи, через один из проемов в стене. Открытые свободно сообщались со всем пространством сада. Количество обоих видов определялось заранее и продумывалось в соответствии с общей концепцией. Каждый из них был доступен для обозрения из динамичного и статичного положений. Тщательно продуманная система извитых мостиков, дорожек и галерей властно, но ненавязчиво вела посетителя, показывая ему те или другие виды, и задавая траекторию движения.

Смена композиционных сюжетов

По геомантическим канонам китайский сад следовало выстраивать в виде непрерывного энергетического канала, к которому стекались все пути движения ци. Когда посетитель правильно понимал настроение и “слышал ци”, то с каждым шагом сад раскрывался перед ним, вел его оптимальным путем, усиливающим собственную ци человека. Внимание посетителя удерживала тщательно продуманная смена композиционных сюжетов, постоянный диалог с природой, игра перепада превращений и масштабов.

В кинематографии такой прием бы назывался “кадр в кадре”. При этом в видимом пейзаже присутствует часть иного, самостоятельного и цельного пейзажа. Технически этого добивались, вводя в композицию пейзажа и размещая в одной плоскости предметы, относящиеся к различным пространственным измерениям: стоящая в отдалении пагода была частью миниатюрного пейзажа, находящегося возле зрителя, как объект, принадлежащий данному пейзажу, а не отдаленный на большое расстояние. Маленькие карликовые деревья играли роль древних великанов, композиция из камней одновременно являлась горной грядой. Смысл этого приема состоял в способности мастера, взяв привычный объект, вписать его в дизайн ландшафта в совсем ином качестве.

Трудясь над стереотипами восприятия, важно было непрерывно подогревать интерес зрителя к композиционным решениям, поражая его неожиданным появлением новых видов. В первую очередь, для этого обозначались границы видимого. Для этого использовалось экранирование. Оно позволяло делить пейзаж на самостоятельные виды и выделять несколько пространственных зон, даже, на небольшой территории. Экраном могли служить камни, заросли растений, архитектурные элементы.

Важной деталью были и экраны из каменных плит у входа в дом, а также, маленькие экранчики и ширмы в интерьере самого дома. Устанавливались они там не только с эстетической целью, прежде всего, они направляли ци в оптимальную сторону. Кроме того, эти экраны преграждали путь злым духам.

Китайский сад полностью основан на стройной системе последовательно сменяющихся видов и оптических иллюзий. Структура прорабатывалась так, чтобы продемонстрировать, сколь относительна любая система образов, и плавно погрузить посетителя в особенное состояние психики, характеризующееся духовным прозрением.

Китайский сад уводит зрителя в таинственный мир, играет с его сознанием, являя различные метаморфозы, ведет по грани между инь и ян, показывая, как одно может трансформироваться в другое. Яркий пример – противопоставление тени и света, прием, хорошо отработанный в частных садах и подчеркнутый скромным цветовым решением. Идеальная композиция должна быть такова, чтобы посетитель не заметил, как вошел в сад и не мог оттуда выйти самостоятельно.

{loadposition user2}

Рейтинг статьи
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Так же интересно
Какой бывает плитняк для мощения дорожек? -
Ландшафтный дизайн
0 707 1 мин.
Сад на крыше: можно ли создать самостоятельно
Искусственные цветы и сухоцветы в декоративном оформлении вашего дома
Все об облицовке фасадов
Ландшафтный дизайн
0 769 3 мин.
Ландшафтный дизайн
Ландшафтный дизайн
0 583 2 мин.
Своевременная обработка почвы - залог хорошего урожая
Оставьте комментарий ниже