На рыбалку с нахлыстом
День перелета Киев — Москва — Мурманск. Из событий этого дня… ну конечно, важны все, так как это вехи путешествия к мечте о рыбалке на севере. Но все это достаточно обыденно — дорога к аэропорту, регистрация на рейс, паспортный контроль, ожидание и пересадка в Москве. Даже не пришлось уговаривать пропустить в самолет с тубусами двуручных удилищ — персонал понимает… или им до этого нет дела.
Так вот, из значительных и важных событий можно выделить выбор напитков в магазине Duty free. Правильный напиток на рыбалке, тем более на Севере — это не только средство для согрева, но и непременный атрибут общения и сближения людей. От правильности использования этого получаса в аэропорту зависит многое. В общем, зал ожидания мы покинули с тремя бутылками Джемесона в запечатанных пакетах. Как выяснилось потом, можно было взять и больше, но и так хорошо,
И еще запомнился прилет в Мурманск. Не сама посадка самолета, а недолгое ожидание багажа в маленьком зале мурманского аэропорта. Это был момент перехода в новое качество. Еще днем ты был в привычных и в общем прозаических, будничных обстоятельствах, в родном городе, то есть дома. А сейчас уже полночь, и ты на севере. Нет, не на юге, не на западе или востоке. Это уже север сильно поэтизированный в воспоминаниях, такой желанный и долгожданный. Неважно, что это затрапезный зал выдачи багажа, со слегка запыленным бетонным полом и окрашенными масляной краской стенами. Важно, что этот маленький зал — твой шлюз, за которым мечта о рыбалке на севере, и выйдя отсюда, ты начнешь жить совсем другой жизнью!
Так и произошло. Мы вышли из здания аэропорта и ощутили совсем другой вкус воздуха — прохладного и свежего. Без примеси запахов сгоревшей солярки, несмотря на близость летного поля. И с уже полюбившимся северным небосводом — низким, невзирая на достаточно высокую облачность. Будете на севере —присмотритесь к небу. Оно низкое, даже когда совсем ясное. Геофизики говорят, это от того, что земной шар несколько сплюснут с полюсов. Поэтому все приполярные ландшафты очень «горизонтальные», сжатые по вертикали, даже те, которые гористые. В общем, небо близко от тебя. Кто-то сказал бы, что небо давит, но мне это нравится.
Было совсем светло —полярная ночь. У выхода таксист несколько лениво спросил:
— Поедем?
— Разве что в гостиницу, — я кивнул головой в сторону отеля, что в двухстах метрах от нас.
— А комнату вы резервировали? Потому что, если нет, то… — прозвучало с ослабевающей надеждой.
— Резервировали. Спасибо.
Мы взяли свои тубусы и сумки — кто на плечо, кто выдвинул ручку для буксирования на колесах —и направились к невыразительному четырехэтажному кирпичному зданию, за которым уже, казалось, начинался хоть и негустой, но нескончаемый хвойный лес. День закончился в дешевом трехместном номере несколькими глотками виски с шоколадкой — «С приездом!» —душем и крепким сном.
Первые впечатления
В этот день нас должны были доставить к реке на рыбалку. Из новых впечатлений — вертолетный перелет. День начался с легкого завтрака в кафе за неимением своей точки питания в гостинице. Потом — ожидание, несколько встревоживший нас звонок от местного координатора тура с предупреждением о возможной задержке перелета в связи с неприбытием одного из туристов. Но все уладилось, и в полдень микроавтобус забрал нас, ожидающих у входа в отель, и повез в сторону аэропорта Ловозеро, откуда вертолет должен был развезти нас по лагерям на реке. По дороге остановка, встреча с координатором и покупка медицинско — транспортных страховок на случай — сплюнуть три раза через плечо —вынужденной эвакуации из лагеря.
Привыкшему верить словесным определениям человеку, трудно сопоставить слово «аэропорт» с тем, что мы увидели. Маленький невзрачный домик с крыльцом из трех ступенек и закрытой входной дверью, за которым — не очень ухоженная территория, огороженная сетчатой оградой. За сеткой — пара вертолетов, вокруг которых жизни замечено не было. Началось томное ожидание начальника. Чтобы скрасить ожидание, петербуржцы извлекли на свет божий бутылку солоноватого, маслянистого, копченого односолодового двенадцатилетней выдержки Caol На, я достал табак и трубку, и время пошло быстрее. Как раз к концу бутылки подъехал начальник, и колесики местной транспортной машины завращались — открылись двери, нам объявили регламент посадки, быстро появились рабочие, взвесили и промаркировали багаж, и мы пошли к уже заправившемуся МИ — 8. Погрузка и взлет были достаточно быстрыми.
В вертолете царило радостное возбуждение. Все прильнули к ландшафтам тундры по ту сторону иллюминаторов, перебрасывались первыми впечатлениями, перекрикивая шум от винтов, и сорок минут полета прошли незаметно.
Первой была выгрузка на Сидоровке — вышли и очень быстро вытащили багаж и утварь для лагеря. Также быстро попрощались с питерцами, пожелали друг другу хорошей рыбалки, и мы снова в вертолете. Еще десять минут, и снова посадка, но уже в нашем лагере. После выгрузки — знакомство с хозяевами.
Кэмпменджер Максим, улыбчивый и радушный москвич лет 37 представился и представил остальных: гида Сашу Каплуна младшего — с юношеской неоформленной бородкой отшельника, белокурого и длинноволосого до плеч; рабочего лагеря Илью — приветливого, жилистого и деловитого, и наконец, как положено поварам, упитанного, круглолицего и добродушного Сергея.
Был показан лагерь, уютно разбитый на берегу озера размером с три на полкилометра, под сопкой: пять палаток на деревянных помостах и объявлен единственный пункт плана на сегодня — плотный и вкусный ужин, во время которого под извлеченную бутылку виски и хорошую закуску нам обрисовали обстановку: в реке, где нам предстояло рыбачить достаточно кумжи — коричневой форели хорошего размера и есть семга. Очень теплая и низкая вода. В связи с этим, оптимальная нахлыстовая снасть — свич или одноручник максимум 8 класса с плавающим шнуром.
После ужина поигрались снастями для нахлыстовой рыбалки на местном кастинг — пуле — новым 12 — футовым двуручником Shimano 7/8 с рукоятками, обтянутыми кожей и моим раритетным из 1965 года бамбуковым Milwards Hexacane Flyrover 7/8 с дополнительной нижней рукояткой. Ну и осмотрели окрестности.
Вокруг —сопки, с ближайшей вершины видна река с разбросанными по всему течению камнями, так что по ним можно перейти на противоположный берег, просматривается место впадения реки в наше озеро, центральная часть самого озера и даже исток из него по ту сторону. Покрученные карликовые березки в человеческий рост. Цвет брусники, клюквы и морошки, разноцветие мхов — от седого до красно-бурого. Сейды — часто встречаемые на северной оконечности Кольского полуострова валуны, опирающиеся на три маленьких камня — чьих это дело рук — богатой на выдумки природы или людей — вопрос обсуждается физиками и этнографами, и до сих пор единого мнения нет. И узенькие для одной ноги тропы, протоптанные среди мхов аккуратными оленьими копытцами. Оптимальности этих маршрутов — и у нас будет возможность убедиться в этом еще и еще раз — могли бы позавидовать лучшие проектировщики дорог. Все это вызывает восторг — мы на севере! Сон был крепким.
Часть 1: На рыбалку — северные хроники