Многие ли задумывались над той ролью, какую в жизни человека играют всевозможные краски? А ведь похоже на то, что люди без них просто не могут обойтись…
Нам зелень степей и лесов, голубое небо, становящееся на закате малиновым, желтая пшеница. Но человеку как будто мало естественной расцветки, он постоянно дополняет ее. Цветастые ткани, стенные росписи, разрисованная посуда, подкрашенная пища, косметика, ковры, картины.
Но больше всего цвета, если так можно выразиться, расходуется в праздничные дни: люди облачаются в красочную одежду, устраивают фейерверки, вывешивают яркие флаги и плакаты. В использовании красящих материалов разные народы продолжают и сегодня придерживаться национальных традиций. Причем, некоторые из этих традиций уходят своими корнями в глубокую древность, как, например, в Индии, где испокон веков красками пользовались очень щедро, особенно в праздники.
{loadposition user2}
В начале марта наступает самый жизнерадостный праздник индийцев, “Холи”. Он посвящен богу-пастуху Кришне, хозяину всех коровьих стад, и его возлюбленной, пастушке Радхе. Но это также и праздник красок: порошковых, в тюбиках и в таблетках, растворимых в воде, простой бельевой синьки и даже чернил.
«Холи» достигает кульминации на пятый день. Люди обсыпают друг друга цветными порошками, бросают их в лицо, сыплют на волосы или втирают в кожу. Прохожему могут вылить на голову целое ведро цветной воды или опрыскать из приспособления, очень похожего на велосипедный насос с поршнем. Обстрелянные и облитые красящими жидкостями не обижаются, таков обычай. Выходя на улицу, люди предвидят возможность быть атакованными и не надевают хорошего платья. Все ходят перемазанные с головы до ног, с сизыми лицами и одеждой в цветных потеках, но веселые. Особенно усердствуют дети.
Во время других праздников красками пользуются иначе. Скажем, во время южноиндийского праздника «Онам», посвященного окончанию краска,праздник,праздник красок, праздничные дни,человек, роспись,роспись красками, орнамент,женщина муссонов и будущему урожаю, создаются яркие росписи, ими украшают стены и полы в доме, а также и землю во дворах. Росписи красками делают женщины. Искусство это передается по наследству от матери к дочерям. На ранней заре, а иногда и ночью, при светильниках, хозяйка дома гладко выметает пространство перед входной дверью, а затем покрывает его и стены смесью из рисового отвара и разведенного водой навоза священной коровы. Это грунтовка. На нее и наносят рисунки. На стенах рисуют жидкими красками, а на земле — порошками.
Домашняя художница зачерпывает в горсть цветной порошок — охру, индиго, аурипигмент или какую-нибудь другую краску, затем, пропуская краску тонкой струйкой между пальцами, создает сложную вязь. Пальцы выполняют роль клапанов, они то перекрывают цветные струйки, то двоят их, троят. Переплетаются тонкие и жирные линии, возникают геометрические узоры, появляются стилизованные изображения цветов, птиц, зверей, рыб, людей.
Казалось бы, зачем столько стараний? Ведь материал очень непрочен, дунет ветер — и рисунка нет. Но, во-первых, обычно в это время стоит безветренная погода, а во-вторых, рисунок и не должен жить долго.
Праздничная роспись порошками и на стенах не просто украшение. Это янтры, или рисованные молитвы, в которых обращаются к добрым духам и богам с совершенно конкретными просьбами и пожеланиями относительно благосостояния семьи, здоровья близких. Вышедшие из дома утром муж и другие домочадцы читают янтры и с удовлетворением отмечают, что хозяйка позаботилась и об их делах. Члены семьи не просто читают, они ступают на разрисованное место. Но художница не огорчена, теперь ее просьбы будут услышаны…
Прекрасные и разнообразные по цвету и форме орнаменты ведут свое происхождение с того времени, когда в долине Инда зародилась древняя цивилизация, носящая сейчас название культур Хараппы и Мохеджо-Даро. На найденных археологами различной утвари и печатках, датируемых третьим тысячелетием до новой эры, встречаются знаки и символы, очень похожие на те, что рисуют в наши дни индийские женщины во всех уголках страны.
Поначалу создание росписей было составной частью обрядов, совершавшихся в важные для народа дни: перед севом и сбором урожая, при заключении брака, перед рождением ребенка и так далее. Орнаменты состояли из символов различных божеств многочисленного индийского пантеона (как утверждает канон, он насчитывает 3333 бога, богини и демона). Скажем, цветок лотоса — символ богини счастья Лакшми, изображение дерева связано с богиней плодородия, а рыба — знак процветания. И по сей день росписи сохраняют свой мистический смысл — ими также покрывают пол перед алтарем в особой комнате для молитв и священную дорогу, по которой движется процессия с изображением бога в дни религиозных празднеств.
Но все большее значение приобретает художественная ценность орнаментов. Их используют при декорировании новых общественных и жилых зданий; элементы узоров переносят на ткани, ковры, посуду.
{loadposition user2}
Н. Буланова