Около 600 года н. э. в трактате «Сердце медицины» Вагбхата утверждал: «Мудрецу во всех делах его учителем служит сам мир». Чтобы обрести здоровье и счастье, человек должен соблюдать правильный распорядок дня, вести себя подобающим образом и жить в гармонии со сменой времен года.
{loadposition user2}
Самый лучший распорядок дня (диначарья) — такой, при котором человек встает рано утром и совершает омовение. В медицинских трактатах рекомендуется почистить зубы, десны и язык, удалить грязь из-под ногтей, промыть носовые полости и прополоскать горло, облачиться в чистую одежду, украсить тело цветочными гирляндами и драгоценными камнями и умастить благовониями. Далее следует заняться физическими упражнениями, чтением мантр и вознесением молитв, после чего можно уделить некоторое время медитации.
Такое начало дня не только укрепляет физическое тело и обостряет ум, помогает обратиться помыслами к божественному.
Физические упражнения должны соответствовать преобладающей доше человека и гармонировать со временем года. Для молей вата-типа допустимы только четкие упражнения, питта-тип может позволить себе умеренные нагрузки, а капха-типу предписано упражняться наиболее интенсивно. Регулярные упражнения необходимы для сохранения гибкости тела и крепости мышц, для того, чтобы человек мог выполнять физическую работу, а также для поддержания равновесия дош и силы пищеварительного огня (агни). Пишу (анна) следует принимать в умеренных количествах, тщательно пережевывать и выбирать в соответствии с индивидуальной конституцией и временем года.
На сон следует отводить столько времени, сколько требуется для полноценного отдыха и восстановления тканей тела. Потребность в сне также варьируется в зависимости от времени года и индивидуальной конституции: в более темные, зимние месяцы следует спать больше, а в более светлые, летние — меньше; самый продолжительный сон необходим людям вата-типа (вследствие их общей подвижности), а наименее продолжительный — людям капха-типа (вследствие их обшей вялости).
Понятие подобающего поведения (садачара) включает в себя отказ от дурных привычек и воспитание привычек, полезных для здоровья. Однако при этом человек не должен подавлять свои естественные позывы — такие, как позывы к опорожнению кишечника, мочеиспусканию, зевоте, чиханию и отрыжке, а также голод, жажда и позывы ко сну. Считается, что подавление этих потребностей ведет к различным заболеваниям. Длинные перечни примеров таких болезней приводятся в медицинских трактатах. Подавление позывов к чиханию, например, может вызывать кривошею, головные боли и даже паралич лицевых мышц, а пренебрегая позывами к мочеиспусканию, человек рискует заработать боли в органах мочеотделения и мочевые инфекции.
Чтобы воспитать в себе добродетели, следует подавлять нечестивые мысли и побуждения: гнев, жадность, страх, зависть, гордыню, привязанность и желание причинять вред другим живым существам. В число благотворных привычек входит почтение к родителям, учителям и богам, храбрость в поступках, честность и искренность.
Жизнь в гармонии с временами годами (ритучарья) подразумевает согласование распорядка дня, питания и физических упражнении с условиями окружающей среды и климатическими особенностями различных сезонов. В аюрведе год подразделяется на шесть сезонов: ранняя зима (хеманта риту) — ноябрь — декабрь по западному календарю; поздняя зима (шишира риту) — январь — февраль; весна (васанта риту) — март — апрель; лето (гришма риту) — май-июнь; сезон дождей (варша риту) — июль — август и осень (шарад риту) — сентябрь — октябрь. Равновесие дош во многом зависит от сезонов. Вата сильнее всего ранней зимой и в сезон дождей, питта — летом, а капха — поздней зимой. В засушливые сезоны (поздней зимой, весной и четом) необходимо пить много жидкости во избежание обезвоживания организма, а в остальные три сезона следует умащать тело маслами и есть теплую пищу.
{loadposition user2}